Зонтик Трампа: Анкара и Баку добиваются железнодорожного выхода друг к другу

Зонтик Трампа: Анкара и Баку добиваются железнодорожного выхода друг к другу

Азербайджан форсирует строительство инфраструктурного коридора вдоль южной границы, формируя связку, ориентированную на прямое соединение с Турцией и синхронизированную с проектами Анкары, заявила руководитель сектора кавказских исследований ИКСА РАН Евгения Горюшина.

Центральный элемент этой схемы — железнодорожная линия Горадиз — Агбенд протяженностью 110,4 км (до 140,6 км с учетом ответвлений), идущая вдоль Аракса к границе с Нахичеванью. По официальным данным, завершено 84% проектных и около 67% строительных работ. В составе — 9 станций, 4 тоннеля и несколько сотен инженерных сооружений. Проект финансируется государством Азербайджана в рамках программы восстановления территорий, сроки ввода обозначаются Баку как 2026 год.

«Создается восточная часть будущего транзитного маршрута, который должен замкнуться на Турцию через Нахичевань. С западной стороны Турция приступила к реализации железной дороги Карс — Дилуджу — Нахичевань протяженностью 224 км, объявляя срок завершения к 2029 году. Анкара декларирует пропускную способность до 15 млн тонн в год и называет линию „новым мостом между Азией и Европой“, но финансирующие структуры дают значительно более низкие ориентиры стартовой загрузки, что отражает разрыв между политическими заявлениями и реальной экономикой проекта», — подчеркнула Горюшина.

Параллельно Турция и Азербайджан синхронизируют развитие шоссейной инфраструктуры, а в качестве действующей западной опоры всего коридора выступает магистраль Баку — Тбилиси — Карс, введенная в 2017 году и проходящая модернизацию для увеличения пропускной способности. В совокупности формируется единый транспортный контур, который Баку и Анкара планируют использовать как стратегическую альтернативу маршрутам через Армению и Иран, отметила эксперт.

«Ключевым узлом в этой схеме остается участок, проходящий по югу Армении — так называемый Зангезурский коридор, который в турецко-азербайджанском планировании увязывается с концепцией TRIPP („маршрут Трампа“). Анкара и Баку стремятся к прямому железнодорожному выходу друг к другу без промежуточных политических условий и без ожидания темпов нормализации Анкара — Ереван», — заявила Горюшина.

Позиция Армении отличается, напомнила эксперт, — Ереван настаивает на полной юрисдикции над транзитом и продвигает альтернативный маршрут советской эпохи Иджеван — Газах — Акстафа (около 80 км), который теоретически может быть восстановлен, но четкой дорожной карты нет.

По словам Горюшиной, восстановление железнодорожного сообщения Армения — Турция также остается политически чувствительным направлением, где стороны перешли лишь к технической фазе. Согласованы исследования и подготовка погранпереходов Гюмри — Карс. Даты ввода обсуждаются, однако фиксированных решений о запуске в первой половине 2026 года нет.

«Фактический баланс сил в регионе склоняется в пользу турецко-азербайджанского дуумвирата, который продвигает собственную инфраструктурную реальность — заранее и в одностороннем темпе, создавая ситуацию, когда соседям предстоит адаптироваться к уже сложившемуся транзитному порядку. В этой логике „коридор Трампа“ выступает политическим зонтиком. А базовый каркас формируют конкретные стройки Анкары и Баку, с опорой на магистраль Баку — Тбилиси — Карс и план транспортной интеграции с Нахичеванью», — заключила Горюшина.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.