ВЛВиктор ЛевинОбозревательПрощание с «Кочевником»: Final Edition«Туарег» против «Паджеро»: личный опытА вместо сердца — большой мотор!Почему «Туареги» стали ненужными?Группа VAG объявила печальную весть: ее знаменитый кроссовер «Туарег» уйдет с конвейеров в 2026 году, уступив место каким-то новым электрическим моделям. Обозреватель «НИ» решил написать эпитафию легенде.
Виктор Левин
Прощание с «Кочевником»: Final Edition
В сообщениях группы VAG сказано, что покупатели последних «Туарегов» получат прощальную версию машины. Она будет отличаться от обычной лазерной гравировкой Final Edition на оконной рамке задних дверей. Такая же надпись станет светиться на порогах.
Подумалось, что надписи на могильных плитах из камня тоже делают лазерной гравировкой…
Автоэксперты всего мира пишут, что вместе с «Туарегом» уходит и целая эпоха в мировом автопроме. То самое золотое время, когда инженеры, отчаянно конкурируя между собой, создавали выдающиеся Das Auto. На смену легендарным брендам приходят безликие ноунеймы, гаджеты на колесах, разница между которыми лишь в количестве беспроводных зарядок, величине экранчиков и мониторчиков и наличии восьми или 20 видов массажа в креслах.
Но мы-то еще помним, как рождались настоящие автомобили. В 1997 году эру легковых внедорожников, названных «кроссоверами», открыл «Мерседес» со своим первенцем МЛ в 163-м кузове. Первый «Туарег» появился лишь спустя пять лет, но именно он и был кроссовером в истинном смысле слова, потому что имел не раму, а несущий кузов.
«Туарег» против «Паджеро»: личный опыт
Ощутить разницу между «каретами прошлого» и инженерией XXI века автор этой статьи смог на личном опыте в 2009 году, когда сменил трехлетний дизельный «Паджеро» на новый дизельный «Туарег». Помнится первое, самое сильное впечатление: в сравнении с высокотехнологичным городским модником японская «легенда бездорожья» показалась грубоватым деревенским увальнем.
«Туарег» поразил роскошью кожаного салона с деревянными вставками и полированным алюминием. Заводишь мотор и удивляешься: а это вообще дизель? Где специфическое тракторное тарахтение? Где вибрации на руль и кузов? А почему машина на тяжелом топливе так быстро разгоняется и едет почти без задержек и «турбоям»? Как удается ей словно парить над дорогой, не замечая мелких неровностей и крупных выбоин, с минимальными кренами в поворотах, без лишних доруливаний?
Плавность хода обеспечивали усиленный несущий кузов и уникальная пневмоподвеска. В отличие от «Мерседеса» и «Рендж Ровера», воздушные баллоны в «Туареге» защищены от грязи и соли стальными капсулами. Кроме того, «пневма» от «Фольксвагена» поднимала машину выше всех — до 237 мм! Этот фактор вкупе с постоянным полным приводом с понижающей передачей и тремя блокировками дифференциалов делал комфортную городскую машину еще и настоящим вездеходом.
Удивлял «Туарег» и отличной шумоизоляцией, которую гарантировала система акустического комфорта. Это такая штука, когда одни шумы гасят другие шумы, а у водителя не возникает мысли разобрать салон и наклеить три слоя «шумки». Такую операцию делали с моим «Паджеро», но ему это не сильно помогло.
А вместо сердца — большой мотор!
Смешно смотреть на модельные ряды новейших китайских производителей, предлагающих аж два мотора в своих машинах: один бензиновый на полтора литра с турбиной, другой, тоже бензиновый, но на целых два литра.
В семействе «Туарегов» разнообразие двигателей поражает воображение. Первые модификации имели 10-цилиндровый супердизель на 4,9 литра и 313 сил с крутящим моментом в 750 Нм. В 2002 году это был мировой рекорд среди серийных внедорожников. «Фольксваген» превзошел даже огромный Ford Excursion, у которого максимальная тяга составила 712 Нм. Именно тогда вышел рекламный ролик, в котором «Туарег» с легкостью таскает за собой 747-й «Боинг».
Но инженеры VAG не унимались. В 2007-м в серию пошла еще более мощная версия супердизеля R50, его разогрели до 350 сил и 850 Нм. В 2020 году на смену дизельной топ-версии пришел бензиновый заряжаемый гибрид: трехлитровый V6 работает в паре с электродвигателем и выдает 462 силы и 700 Нм, разгоняясь до сотни за 5,2 секунды.
В 2005 году «Фольксваген» выкатил еще одну сенсацию, сделав первый в мире кроссовер с бензиновым двигателем W12. «Мерседес» в то время устанавливал V12 только на «Гелендвагены» по спецзаказам, а у прочих автопроизводителей подобных моторов не было и в помине.
Впрочем, в массовых бюджетных сериях «Туареги» шли с двумя дизелями на пять и шесть цилиндров мощностью 174-240 л. с. и бензиновым мотором V6 на 258 л. с.
Почему «Туареги» стали ненужными?
Вопрос не имеет однозначного ответа. С одной стороны, группа VAG, чьи позиции были всерьез подорваны «дизельгейтом», кризисом немецкой промышленности в последние три года и наступлением электромобилей по всем фронтам, не имеет денег на создание нового поколения «Туарегов». Надо полагать, что нет и желания вкладывать инвестиции в очередную модель с ДВС в то время, пока европейская бюрократия не решила, останутся ли вообще машины с моторами внутреннего сгорания после 2035 года или их запретят как вид.
Но, с другой стороны, нельзя не признать, что конкуренция на рынке кроссоверов и внедорожников сегодня не сравнима с той благодатной средой, что была для пионеров этого рынка в начале XXI века. Теперь все мировые автопроизводители имеют в своих модельных рядах высокие машины с большими колесами. «Туарег» просто потерялся в море соблазнов и предложений.
Впрочем, совсем хоронить «Кочевника» вряд ли стоит. Из одного миллиона 200 тысяч проданных за 23 года автомобилей большинство все еще остается на дорогах.
Да, достойно содержать сложный в обслуживании, требовательный к хорошим расходникам, качественному топливу и оригинальным запчастям «Туарег» непросто и недешево. Но ценители марки справляются и готовы долгие годы ездить на «Туарегах».
А там, глядишь, «Фольксваген» передумает и объявит о выпуске четвертого поколения машины. Ведь жизнь показывает, что навсегда хорошие автомобильные бренды не умирают.