Петербург готовит пересадочный тариф

ЕДЕлена ДудинаЗадача города — интеграция электричек в будущий единый транспортный каркас.
В Петербурге начали воплощать в жизнь идею о включении электричек в систему городского транспорта. Это вопрос затрагивает многих горожан — электрички перевозят около 48 млн пассажиров в год. Данным видом транспорта, в частности, активно пользуются жители Ломоносова, Сестрорецка Колпино, Пушкина, Павловска и Петергофа.
Однако, по подсчетам властей, после интеграции электропоездов в систему петербургского транспорта число пассажиров может вырасти в разы.
«Когда будет обход грузового железнодорожного транспорта вокруг города, на эти пути поставят электрички. И мы сможем запустить наземное метро. С учетом того, что обычное метро мы будем строить долго, это очень нужно», — пояснил глава парламентской комиссии по транспорту Алексей Цивилев.
Железнодорожный обход выведет грузовые потоки за пределы города, а освободившиеся линии будут использованы для пассажирских перевозок. Проект предполагает появление 65 новых станций и остановок, а планируемый пассажиропоток оценивается в 180 млн человек. Однако реализация будущих глобальных планов требуют принятия целого ряда законодательных решений. Среди них — наделение Смольного возможностью финансировать затраты федеральной структуры — «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» (СЗППК). Именно она отвечает за работу пригородных электропоездов — и технически к включению в городскую систему тарифов готова.
«Законопроект наделяет правительство Санкт-Петербурга полномочием по предоставлению финансовой поддержки перевозчикам для компенсации выпадающих доходов, что является стандартной практикой при внедрении социально значимых тарифных решений. Это — необходимое условие для перехода к единому тарифному меню и создания единого скоростного рельсового каркаса города, в который войдут метро и городские электрички, — пояснил Цивилев.
Сейчас пассажиры, садящиеся на электричку на станциях, находящихся на разном удалении от центра города, платят не одинаково: 48,6 рублей за первые 20 км (вне зависимости от дальности поездки), затем — 2,4 рубля за каждый последующий километр. После принятия законопроекта перевозки внутри городской черты будут осуществляться по единому тарифу. Его размер пока не определен: обсуждаются два варианта. Первый, со стоимостью 60 рублей (что равно стоимости поездки на метро), по предварительным расчетам, потребует выплат перевозчику около 790 млн рублей из городского бюджета. Второй — со стоимостью 69 рублей — безубыточен для СЗППК, но менее комфортен для пассажиров.
Также прорабатывается создание нового тарифа краткосрочного действия — по аналогии с действующим тарифом «90 минут». Его введение позволит оплачивать по фиксированной цене поездку на электричке с пересадками на метро и наземный транспорт — и совокупные траты горожан уменьшатся, а скорость и логичность маршрутов возрастет.
«Яркий пример — Ораниенбаум. Люди жалуются, есть автобус, но у него очень много остановок. Теперь они смогут купить единый билет и пересесть с автобуса на электричку», — пояснил зампредседателя комитета по транспорту Алексей Львов.
Очевидно, что наиболее существенный положительный эффект от модернизации системы перевозок почувствуют жители отдаленных территорий с высокой зависимостью от железнодорожного сообщения, в том числе — Курортного, Петродворцового, Пушкинского, Красносельского и Колпинского районов, а также населенных пунктов Ленобласти, жители которых добираются в Петербург на работу и обратно.
В выстраивании единого транспортного каркаса города Петербург ориентируется в том числе на Москву, где железная дорога эффективно интегрирована в общую систему городского пассажирского транспорта. Данная мера позволила улучшить логистику перевозок, изменить транспортное поведение москвичей, простимулировав горожан к переходу от использования личного автомобиля к общественному транспорту, разгрузить дороги и придать новый импульс развития целому ряду районов столичной агломерации. Однако достижение этих целей потребовало масштабной работы. И исследуя этот опыт, становится понятно, что Петербург пока находится в начале пути. После выведения грузовых потоков за пределы города будет необходимо адаптировать инфраструктуру существующих путей, «настроить» график движения поездов, а также «подтянуть» к железной дороге наземный транспорт.
Елена Дудина


