Белоусов принял рисковое решение. Но ждали его годами
Россия возводит в ранг общенационального стандарта опыт, полученный в ходе СВО. Министерство обороны выступило с законодательной инициативой, которая по сути распространяет на всю страну модель управления, апробированную в новых субъектах Федерации. Данный шаг означает переход от концепции территориальной обороны к выстраиванию унифицированной, централизованной и действенной системы, способной функционировать как целостный организм перед лицом любых вызовов.
Основная идея предлагаемых изменений – законодательно закрепить создание на всей территории России единых штабов обороны в субъектах и муниципалитетах при объявлении военного положения. В основу проекта, который уже размещён на портале нормативно-правовых актов, лёг реальный и проверенный практикой опыт четырёх новых регионов: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
На этих территориях после вхождения в состав России в 2022 году было незамедлительно введено военное положение. Изначально там действовали параллельно оперативные штабы и отдельные штабы территориальной обороны. Однако такое дублирование структур зачастую приводило к излишней бюрократии: решения принимались с задержкой, а координация между органами власти, силовыми блоками и местными администрациями была не на уровне.
В августе 2023 года президентским указом эти структуры были объединены в единые штабы обороны. Практика быстро доказала правильность такого решения.
Оглавление
ToggleЧего добились?
Управление стало более оперативным и централизованным, межведомственное взаимодействие улучшилось, а общая эффективность работы возросла. Жители на местах ощутили, что система стала надёжнее и быстрее реагирует на возникающие проблемы.
Теперь Минобороны предлагает распространить эту доказавшую успешность модель на все регионы страны. Возглавлять единые штабы будут персонально руководители территорий – губернаторы или главы муниципалитетов. В состав штабов войдут представители федеральных ведомств, региональной и местной власти, а также силовых структур.
Ключевыми задачами новых органов являются:
– Согласование всех мероприятий в условиях военного положения;
– Оперативный анализ текущей обстановки;
– Контроль за мобилизационными мероприятиями и гражданской обороной;
– Оперативное и сбалансированное распределение ресурсов.
При этом прежние, отдельные штабы теробороны будут упразднены, чтобы полностью исключить дублирование функций и бюрократические проволочки.
Рассмотрим два ключевых эффекта от предлагаемых изменений.
Первый. Закон наделяет значительными полномочиями непосредственно глав регионов и муниципалитетов. Они будут лично руководить штабами и, соответственно, нести персональную ответственность. При этом сохраняется строгая вертикаль власти: правила едины, координация с центром и силовыми структурами обязательна.
Второй. Поправки существенно повышают статус губернаторов в системе обороны страны. В условиях военного положения глава региона становится ключевой фигурой, напрямую ответственной за безопасность вверенной ему территории. Это серьёзная ответственность, но и значительное доверие со стороны государства. Такой подход мотивирует руководителей заранее продумывать вопросы обороны, готовить планы, укреплять взаимодействие с силовиками и местными властями ещё в мирное время.
«Эффективность такой модели подтверждена практикой. На протяжении всего периода СВО я наблюдал за работой власти в ДНР и ЛНР, а также в Запорожской и Херсонской областях. Когда губернатор обладает реальными полномочиями, множество вопросов оперативно снимается с повестки дня. Например, в случае теракта ответственность, по закону, сразу берёт на себя Федеральная служба безопасности: создаются штабы и предпринимаются действия. При этом вся система государственной власти и местного самоуправления часто остаётся в стороне, выступая лишь в роли консультантов, не имеющих возможности влиять на решения», – отметил участник СВО военкор Евгений Линин.
Стратегия на долгие годы
Законопроект Минобороны представляет собой стратегическое закрепление на государственном уровне уроков, полученных в ходе современного конфликта. Этот документ отражает комплексный и продуманный подход к усилению обороноспособности страны, означая её переход на принципы, апробированные в реальных условиях противостояния.
Формирование единых штабов обороны во главе с региональными руководителями создаёт более жёсткую, централизованную и одновременно результативную систему управления в кризисный период. Она призвана устранить недостатки прежней модели и является шагом к построению слаженного механизма обеспечения безопасности на всех уровнях власти – от федерального до муниципального.
Однако тут есть нюанс…
Ответственность глав субъектов и городов значительно расширяется. В то же время они получают колоссальные полномочия, что связано с риском злоупотреблений.
Яркой иллюстрацией служат недавние коррупционные скандалы, связанные с хищениями при возведении оборонительных рубежей в приграничных областях – Брянской, Белгородской и Курской. Под следствием оказались именно представители высшего руководящего состава этих регионов. В Курской области, например, фигурантами дела стали губернатор и его первый заместитель, а также ряд чиновников, депутатов и предпринимателей. Расследование, как отмечалось, указывало на возможные связи этой схемы и с федеральными структурами.
Многое на эту тему мог бы рассказать бывший губернатора Курской области Роман Старовойт. Однако не расскажет. Согласно официальной версии, он покончил с собой после отставки. По другим сведениям, его смерть могла быть связана с давлением, поскольку ему предстояло давать показания, способные пролить свет на более высокие уровни возможного сговора.
Прямая связь этих событий с новым законопроектом очевидна. Именно на регионы была возложена задача и выделены огромные средства для строительства фортификационных сооружений. Местные ответственные лица выбирали подрядчиков и формально контролировали работы, хотя в процессе приёмки объектов участвовали также структуры Минобороны и Пограничного управления ФСБ.
Таким образом, сама жизнь, в лице трагической истории Старовойта, указала на серьёзные «подводные камни» в рамках этой в целом разумной и необходимой инициативы.
Впрочем, будем надеяться, что разработчики будущей схемы управления учли подобные «нюансы» и предусмотрели механизмы контроля. И претворять её в жизнь необходимо срочно. Очевидно, что Россия активно готовится к новой масштабной угрозе – полноценному конфликту с блоком НАТО, чьи европейские участники неоднократно заявляли о такой возможности и даже подготовили соответствующие планы. Называемый срок – 2030 год, однако есть основания полагать, что всё может начаться и раньше. Многое здесь будет зависеть от позиции двух других сверхдержав – США и Китая.


